Краткое руководство по специализированным программам MBA
Вы, вероятно, слышали об MBA в области общего менеджмента или о специализированных программах в сфере маркетинга, финансов, человеческих ресурсов и т. д. Однако о более специфических и уникальных курсах MBA, предлагаемых сегодня университетами, вы, возможно, даже и не подозреваете. С ростом разнообразия профессий и видов бизнеса в современном мире появилась потребность в более подробных курсах MBA, предназначенных для людей, желающих стать экспертами в конкретных областях.
Более того, специализированные программы позволяют студентам точнее «подгонять» свою профессиональную подготовку под требования определенного сегмента. К примеру, человек, желающий занять руководящую должность в отделе HR, получивший степень MBA в области управления человеческими ресурсами, имеет больше шансов на одобрение своей кандидатуры, чем его соперник с дипломом MBA в сфере общего менеджмента.
Список подобных MBA-программ растет с каждым годом, а вслед за ним увеличивается и число студентов, выбирающих курсы, сосредоточенные на конкретной индустрии. Давайте разберемся, что же такое специализированная программа MBA, какие сферы специализации пользуются наибольшей популярностью, и отличаются ли условия поступления на такие программы от требований к абитуриентам, выбравшим курсы общего менеджмента MBA.
Что такое специализированная программа MBA?
Когда-то MBA называли программой общего менеджмента, где студентов обучали принципам управления. Однако сейчас растет число университетов, предлагающих специализированные MBA-программы. В рамках подобных курсов слушателям даются принципы руководства, а затем предоставляется возможность получить знания в определенной области. Однако здесь действует обязательное условие: выбирая конкретную программу, человек должен точно знать, в какой сфере он/она желает работать, и где он/она планирует остаться.
Некоторые университеты выступают против таких курсов MBA, указывая на то, что существуют специальные программы магистратуры, предлагающие знания в выбранных областях. Подобные заведения согласны с тем, что MBA-программам стоит предлагать факультативы, способствующие расширению кругозора студентов в интересующих их сферах, но утверждают, что сужать объем и содержание MBA не имеет никакого смысла.
Однако последние тенденции показывают, что такие работодатели, как PriceWaterhouseCoopers и Renaissance Investment Management ценят кандидатов, обладающих специализированной степенью MBA, выше, чем их коллег с дипломом в области общего менеджмента. Они исходят из того, что наличие определенной степени MBA говорит о хорошей подготовке кандидата в конкретной сфере деятельности, а значит, и о более высокой его квалификации в данной области.
Следовательно, MBA-программы такого типа дают вам представление об общем менеджменте, попутно концентрируясь на развитии тех навыков, которые требуются для работы в конкретной индустрии или отрасли знаний.
Популярные специализированные MBA-программы
Раньше в этот список входили специализированные курсы, сосредоточенные на таких дисциплинах, как финансы, маркетинг или управление человеческими ресурсами. Да, когда-то они были очень популярны, но сейчас возрос спрос на другие отрасли знаний: бухгалтерский учет, комплексное снабжение, предпринимательство, теория массовых коммуникаций и множество других. Существуют даже менее традиционные MBA-специализации, например, маркетинг и менеджмент в области алкогольной продукции; управление брендом класса люкс; авиация; нефть, газ и энергетика; здравоохранение; футбольная индустрия и т. д.
Концентрация на карьере становится все более яркой тенденцией, и университеты признают необходимость формирования навыков управления, независимо от профессиональной принадлежности человека и того, в какой индустрии он трудится. В связи с этим появляются необычные и даже экзотические MBA-программы, о которых раньше нельзя было бы даже подумать.
Существуют и другие курсы MBA, объединенные с такими дисциплинами, как инженерное дело, градостроительство, образование, социальная работа, архитектура и т. д. Такой симбиоз нацелен на создание интегрированных программ, затрагивающих навыки менеджмента в рамках этих направлений.
Критерии поступления
Хотя критерии приема абитуриентов для специализированных и общих MBA-курсов варьируются не сильно, основное отличие заключается в опыте кандидатов. К примеру, у абитуриента с более подходящим для конкретной специализированной MBA-программы профилем больше шансов поступить на нее, чем у кандидата, в документах которого нет «привязки» к определенной индустрии.
Общие программы MBA ориентированы скорее на тех, кто склонен к смене сфер деятельности или не слишком глубоко погружен в конкретную отрасль. Однако те, кто развивается в определенной области, лучше подходят для специализированных программ. Подобные курсы обращают больше внимания на цели, обозначенные кандидатами, и их оценки по конкретным предметам. К примеру, абитуриент, стремящийся попасть на MBA в сфере маркетинга, может оцениваться по отметкам и наличию у него/нее опыта в маркетинге, а тот, кто хочет стать студентом MBA в области финансов, будет рассматриваться с позиции его/ее компетенции в финансах.
Некоторые специализированные MBA-курсы предназначены для работников определенных профессий. Например, степень MBA в сочетании с инженерным делом нужна инженерам, желающим развить у себя навыки менеджмента, а курс управления в здравоохранении был создан специально для практикующих медиков.
Итак, очень важно проанализировать имеющиеся карьерные возможности, интерес рекрутеров и содержание MBA-программы, на которую вы хотите попасть. Если вы знаете, куда идете, ничто не сможет вас остановить!